Улучшить потребительские настроения может только чудо

Сегодня – не самое лучшее время для крупных покупок, считают большинство россиян. Фото РИА Новости

В России снижается доля тех, кто считает настоящее время благоприятным для крупных покупок. А общий индекс потребительских настроений остается в негативной зоне и снижается с начала прошлого года, говорят в Левада-Центре. Государство продолжает политику затягивания поясов, несмотря на растущее недовольство населения, отмечает западная пресса. Потребительские настроения вряд ли существенно улучшатся, пока сохранится обстановка противостояния России с западными странами, считают российские эксперты.

Покупатели закончили 2018 год на минорной ноте: с конца весны прошлого года индекс потребительских настроений (ИПН) не просто находился в отрицательной зоне, но и неуклонно снижался.

 По уровню потребительских настроений ситуация откатилась на два года назад. В январе 2019 года ситуация не поменялась – по данным опроса, проведенного 25–31 января этого года, значение ИПН сохранилось, сообщает руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни Марина Красильникова.

Для построения индекса потребительских настроений социологи задают гражданам одни и те же вопросы об изменении  материального положения семьи, перспективах экономики страны и готовности совершать крупные покупки в настоящий момент.

После многих месяцев ухудшения потребительских настроений в стране появились первые признаки подстройки к новой реальности. По данным январского опроса, население, с одной стороны, стало чуть лучше оценивать фактические перемены в уровне жизни своих семей: 10% сообщили о том, что оно стало лучше, тогда как в ноябре таких ответов было 9%. Более заметно сократилось число ответов о снижении материального достатка – с почти 40% в ноябре до 36% в январе.

Но этих малых позитивных перемен не хватило для пересмотра потребительских намерений – по-прежнему сокращается доля тех, кто оценивает ситуацию на розничном рынке как «хорошую» для покупок. В январе только 19% сообщили, что считают нынешний момент «хорошим» для совершения крупных покупок, тогда как в ноябре такой ответ давал каждый четвертый (25%).

«Владимир Путин сохраняет контроль над расходами, несмотря на недовольство россиян. По мере снижения уровня жизни Кремль наращивает профицит бюджета для противостояния экономическому спаду и санкциям», – комментирует Financial Times.

«Ухудшение потребительских настроений с начала 2018 года связано с потоком негативной информации об экономических санкциях, реализации пенсионной реформы (при ее неодобрении в обществе), продолжающемся кризисе и с военной риторикой. Наступивший 2019 год показал заметный рост цен. В связи с этим покупательная способность населения падает на фоне недостаточно ясной политики государства», – комментирует профессор Российского экономического университета (РЭУ) Вячеслав Чеглов. Улучшить потребительские настроения, по его словам, теоретически может только череда почти фантастических событий: повышение пенсий, рост зарплат в бюджетной сфере, прекращение конфликта в Украине, снятие экономических санкций, а также возвращение России в клуб экономически развитых стран. «Помимо перечисленных возможных позитивных новостей можно было бы назвать снижение цен на жилищно-коммунальные услуги», – добавляет профессор РЭУ Светлана Панасенко.

«Не могу согласиться, что покупательские настроения становятся хуже и хуже. Они не становятся существенно лучше, и сохраняется бережливая модель поведения. Но при этом покупатели все равно стараются адаптироваться к ситуации», – отмечает доцент РАНХиГС Юлия Сяглова. «Никаких новостей, способных заметно улучшить настроения россиян в этом году, не предвидится. Вряд ли государство сумеет существенно поднять качество жизни наших сограждан или по крайней мере сделать что-то, что добавит надежд на улучшение в ближайшем будущем. Однако теоретически можно предположить, что новость об отмене антироссийских санкций может улучшить потребительские настроения», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий