Россияне пошли за едой в интернет-магазины

Потребители входят во вкус еды, купленной через Интернет. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Вслед за мировым трендом россияне понемногу отказываются от походов в обычные продуктовые магазины, заказывая продукты с доставкой на дом. Исследователи «Ромира» узнали, что рост онлайн-покупок продуктов питания составил в 2018 году около 40%, а так называемого фрэш – то есть овощей-фруктов, свежего мяса и рыбы – даже больше 50%. Однако до массового закрытия супермаркетов, которое происходит в США, России еще очень и очень далеко. Пока через онлайн-заказы продаются лишь доли процента всего подовольствия.

Исследовательский холдинг «Ромир» заметил, что россияне стали активнее покупать еду через Интернет. По данным опроса, в котором участвовали 40 тыс. россиян из 15 тыс. домохозяйств в 220 городах, рост онлайн-покупок продуктов питания составил 40%, а фрэш – 51,2%. В целом рост рынка товаров повседневного спроса (FMCG) в онлайн составил в 2018 году 32,2% по сравнению с 2017 годом. Увеличилась на 21% и частота покупок онлайн. Холдинг уверяет, что ровно половина россиян (50%) в 2018 году совершали онлайн-покупки товаров повседневного спроса. Этот рост связан с общим развитием мобильной коммерции – почти 50% россиян совершают покупки через смартфоны. 61% пользователей Интернета выходят в него со смартфона, также через эти устройства идет 81% заказов еды на дом.

Значительный рост интернет-продаж продуктов питания стал драйвером роста всей интернет-торговли. Помимо специализированных сетей, которые изначально делали ставку на интернет-торговлю продуктами, в онлайн выходят и традиционные продуктовые сетевые ретейлеры. Некоторые из них предлагают не доставку на дом, а предзаказ по Интернету, который покупатель сам забирает уже в обычном магазине. Успехи электронной коммерции заметили и другие игроки, которые раньше торговали, например, в основном канцелярскими товарами или бытовой электроникой. Теперь и там можно «заморить червячка».

В России проникновение Интернета и количество у населения мобильных устройств находятся на приличных мировых уровнях. В 2018 году, по данным консалтинговой компании BDRC Continental, Россия заняла четвертое место среди стран с самым доступным Интернетом, россияне могут купить выход в Сеть меньше чем за 5 долл., что в четыре раза дешевле минимума, доступного американцам. Уже с 2015 года сотовый аппарат есть у 96% россиян, при этом уже тогда доля людей, пользующихся смартфонами, впервые превзошла долю россиян, предпочитающих обычные мобильники.

Несмотря на это, доля продуктов питания, торгующихся в РФ через электронику, пока отстает от лидеров. Согласно данным Бюро переписи США, во втором квартале 2018 года интернет-продажи составили 9,6% от совокупного объема розничных продаж. В Великобритании еще в 2013 году доля продуктов, продававшихся через Интернет, составляла 5,5% от всего продуктового ретейла. России и сегодня еще очень далеко до такого показателя.

«В России продовольственный онлайн-рынок только начал открывать свой потенциал: сегодня он занимает около 0,2% продаваемых в стране продуктов, но уже к 2025 году, по нашему прогнозу, будет около 2%», – сказал «НГ» директор по электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Денис Васильев.

По данным опубликованного в среду исследования компании SAP, около 70% онлайн-покупателей в России выбирают одежду, обувь и аксессуары. На втором месте по популярности оказались цифровые устройства – 61%, на третьем – развлечения (55%). Далее идут продукты питания и потребительские товары – 53%.

Международный опыт показывает, что «электронные» поставки продуктов на дом в перспективе будут угрожать привычным супермаркетам. Именно онлайн-торговлю называют одной из основных причин закрытия в 2017 году в США более 6,7 тыс. магазинов. Французская компания розничной торговли Carrefour, занимающая девятое место в списке мировых ретейлеров, заявила о масштабном проекте реструктуризации для перехода к цифровой торговле к 2022 году.

«В ближайшие пять лет ничего с российскими супермаркетами не случится», – успокаивает президент eCommerce Russia Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, пока покупки продуктов через Интернет в России мизерны. «Дистанционная продажа продуктов в России запрещена постановлениями правительства № 55 и № 612, поэтому дело развивается ужасающе медленно. Правительство понимает, что норма устаревшая и  что надо срочно отменять этот запрет, но пока для этого ничего не сделано. При этом «партизанские» продажи растут невероятными темпами, думаю, по этому году рост составит не менее 300%», – сказал «НГ» Иванов.

«Число заказов через наш сервис, запущенный в апреле 2017 года, растет в геометрической прогрессии, и достигло 2 тыс. в день, – говорит Денис Васильев. – Мы обслуживаем жителей Москвы, частично Московской области, открыли даркстор (магазин для комплектовщиков заказов. – «НГ») в Санкт-Петербурге, благодаря которому доставляем продукцию не только петербуржцам, но и жителям некоторых населенных пунктов Ленобласти. В следующем году рассчитываем на 3,5 тыс. заказов в день».

«Безусловно, в ближайшие пять лет мы увидим тенденцию перехода офлайн-магазинов в онлайн-формат, однако сказать, что e-commerce полностью вытеснит традиционную торговлю, нельзя, многие из наших клиентов сомневаются в эффективности этого канала именно в продуктовом сегменте», – сказал «НГ» заместитель генерального директора SAP CIS Андрей Горяйнов.

Он пояснил, что в России продуктовые сети постепенно запускают онлайн-продажи продуктов питания, однако большинство людей не готовы их покупать в Интернете, опасаясь, например, истечения срока годности.

«Еще одна проблема – это сроки доставки, в первую очередь когда речь идет о скоропортящихся продуктах, особенно в регионах РФ. Пока они значительно превышают то время, которое человек тратит на поход в магазин. Это то, над чем ретейлерам сегодня нужно работать», – продолжает Горяйнов.

По его словам, что действительно изменится, так это взаимодействие ретейлера со своими клиентами. «В онлайне продавцы могут собирать клиентские данные в единую систему, больше узнавать о своих потребителях, делать им релевантные предложения, тем самым увеличивая лояльность. Гипермаркет «Утконос» на базе SAP выстроил систему персональных коммуникаций с клиентами, в результате рост доходов по e-mail-каналу во втором квартале 2018 года составил 41%, количество заказов по sms увеличилось на 2%, а рост доходов в этом канале составил 8%», – говорит Горяйнов.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий