Познание мира до и после рождения

Известно, что младенцам нравится вкус пряностей, к которым они привыкли, находясь еще в утробе матери. Фото агентства «Москва»

Расхожее мнение – младенцам, кроме соблюдения правильного режима питания и сна, ничего особенного для развития не нужно. Однако ученые, длительное время наблюдавшие за поведением новорожденных, установили, что для их развития необходимо интенсивное общение с родителями. Об этом пишет немецкое издание Deutsche Welle.

В психологии мышление рассматривается как процесс индивидуальный, своего рода внутренний монолог, связанный с деятельностью мозга определенного человека. По мнению Биргит Эльснер, профессора кафедры психологии в Потсдамском университете, в этом и заключается главная проблема, когда речь идет об изучении развития новорожденных и маленьких детей.

Многие годы ученые исходили из того, что мыслительный процесс начинается с развитием речи. Следовательно, пока ребенок не научился говорить, он вроде неспособен мыслить. Миф о «несмышленом младенце» был развенчан благодаря современным технологиям. С помощью электродов для наблюдения импульсов мозга и применения метода окулографии (айтрекинг) во время видеосъемки делали замеры, регистрирующие малейшие изменения реакции малышей на звуки, вкусовые оттенки и на то, что они видят.

Известно, что ребенок активно включается в процесс познания мира, в который ему предстоит попасть, еще до рождения. Так, младенцы предпочитают вкус пряностей, к которым они привыкли, находясь еще в утробе матери. В возрасте всего нескольких недель они откликаются на знакомый тембр голоса (матери, отца). Малыши быстрее успокаиваются под звуки музыки, которую слушала мать во время беременности, а в полтора-два года внимательнее слушают истории и сказки, которые женщина, готовящаяся стать матерью, читала вслух. Эти воспоминания играют ключевую роль в дальнейшем развитии ребенка, определяют будущие предпочтения, подчеркивает Биргит Эльснер.

Может показаться, что поначалу новорожденные живут лишь в своем собственном мире. Но уже в возрасте трех-четырех месяцев младенцы проделывают невероятную по объему работу, осваивая то, что их окружает. В этом возрасте они уже имеют представление о гравитации и реагируют удивленно, если, например, мячик катится вверх по наклонной, а не вниз. Биргит Эльснер объясняет это наличием врожденных знаний, ведь лежа на спине этому не научишься.

При проведении теста с игрушками (мышками Микки-Маус), при котором перед пятимесячным ребенком «на сцене» появлялось различное количество мышек, малыш дольше разглядывал четырех мышек, чем одну или двух. Значит, азы математики у новорожденных также имеются.

В исследовательской лаборатории по психолингвистике Babylab в Потсдаме изучают развитие речи. Руководитель лаборатории Том Фрицше выяснил, что дети в возрасте четырех–шести месяцев реагируют на мелодичную, выразительную, ритмичную речь. Позднее они различают и слова, если между слогами выдержана смысловая пауза.

Общение на «детском языке», по мнению ученых, очень важно для дальнейшего освоения языка. При этом семимесячные малыши предпочитают слова родного языка, игнорируя другие звуки и иностранные языки. Как показали исследования под руководством Биргит Эльснер, за определение и выбор речевых образцов отвечают те же участки головного мозга, что и за выбор действий и поведенческих норм. Факт, который, возможно, поможет выяснить, как развитие языковых навыков связано с развитием умственным.

По мнению исследователей, больше всего младенцы любят разглядывать лица окружающих их людей, слушать их голоса. Если детей поставить перед выбором, что разглядывать – людей или узоры, – они обязательно выбирают людей. А в выборе между музыкой и голосом предпочитают голос.

К девяти месяцам малыши умеют обращать внимание окружающих не только на себя, но и на интересующие их предметы, указывая на них пальчиком. Указательный жест – это не просто имитация мимики и жестов взрослых, поясняет профессор психологии из Гамбургского университета Ульф Лисцковски. Желание установить контакт – один из важных факторов развития языка и социально-эмоционального развития. В этом возрасте многие малыши уже умеют сопереживать, проявлять сильные эмоции.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что в социальном отношении младенцы, независимо от пола, эмоциональны и отзывчивы. Однако с возрастом социальная компетентность (сопереживание, реакция на эмоции окружающих) у девочек проявляется сильнее, чем у мальчиков. Помочь новорожденному быстрее и полнее понять этот мир может только контакт с другими, любящими (в идеальном случае) его людьми, считает психолог Биргит Эльснер. Поэтому немецкие ученые советуют уделять малышу как можно больше внимания и почаще отрываться от экранов своих смартфонов.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий