Ольга Васильева вступилась за двоечников

Раньше отстающих учителя оставляли в классе после уроков и проходили с ними материал отдельно. Сегодня ученик нагоняет класс сам либо с помощью репетитора. Фото PhotoXPress.ru

Как сказала министр просвещения Ольга Васильева в комментарии «НГ», к разговорам о том, что 20% (называются также цифры в 5–15%) учащихся не способны к освоению школьной программы, нужно относиться с определенной долей скептицизма. Зачастую они не отражают подлинной картины в образовании.

«И в этом нет ничего удивительного, – сказал она «НГ», – потому что масштабных педагогических исследований не было у нас в течение 30 последних лет. Сейчас мы возвращаемся к этой работе, подключаем ведущие научные организации. Что же касается непосредственно темы «неусвоения», то отвечу так: любая педагогическая запущенность может быть исправлена, начиная с самого раннего возраста ребенка. Любая! Нацпроект «Образование» включает в себя разделы по раннему развитию ребенка не случайно, потому что именно в раннем возрасте закладываются основы для последующего успешного обучения. И российская педагогика настолько далеко шагнула, что это вполне осуществимо. Не потеряй мы несколько лет развития педагогической науки, то сегодня были бы первыми в мире. К сожалению, в какой-то момент система образования перестала уделять должное внимание научным исследованиям, и получили то, что получили. Но, повторюсь, сейчас эта работа возложена на передовые научные коллективы».

Разъяснить ситуацию министра мы попросили после того, как на недавнем Гайдаровском форуме в выступлениях руководителей Федерального института образования ФИРО РАНХиГС прозвучали данные об опросах учителей, которые считают, что определенная часть школьников просто не в состоянии усвоить школьную программу.

Данные мониторинга привела доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС) Татьяна Клячко. Исследователи собрали высказывания учителей о доле школьников, которым сложно справиться с освоением учебной программы, 45,9% учителей считают, что доля учащихся начальных классов, которые не могут в полном объеме освоить школьную программу, составляет около 5%. Чуть больше четверти педагогов (26,1%) считают, что число таких учащихся в начальной школе колеблется от 5 до 10%. По мере взросления детей учителя называют еще большую долю учащихся, которым трудно дается обучение. Наиболее сложной представляется ситуация в 8–9-х классах. В 10–11-х классах ситуация несколько улучшается, и это, по мнению педагогов, связано с тем, что после 9-го класса часть учеников уходит из школы.

Судя по опросам учителей, основные причины проблем в освоении учащимися образовательной программы находятся за пределами школы. В первую очередь педагоги связывают плохую успеваемость с невниманием родителей к школьному образованию детей. Семейное неблагополучие – вторая по значимости причина. В числе причин учителя назвали, конечно, и профессионализм педагогов как важнейший фактор, оказывающий существенное влияние на образовательные результаты школьников. Прочие причины, такие как сложность учебных программ, уровень образования родителей, малообеспеченная семья или семья мигрантов, в гораздо меньшей степени, по мнению учителей, влияют на успехи ребенка в школе.

Между тем в исследовании не уточняется, а на деле любопытно, что это за контингент школьников, которые представляются учителям «необучаемыми». Не способны ли они по медицинским показателям, или имеется в виду банальное школьное отставание. Дело в том, что сегодня школа у нас инклюзивная. И те дети, которые раньше учились в коррекционных классах, учатся со всеми вместе. Может ли это как-то влиять на общую картину успеваемости класса? Теоретически может. Отставание по школьным предметам может начаться еще в начальной школе и нарастать с каждым последующим годом обучения. Но это не означает того, что школьники не могут усвоить программу в принципе.

Чисто с родительской точки зрения такая позиция учителей, что есть «необучаемые» дети, опасна в принципе. Это означает, что можно не тратить время на такого ребенка, все равно он материал не усвоит. Если родитель более или менее ответственный или финансово благополучен, то обычно в этой ситуации в школе советуют нанять репетитора. Вспоминается случай из собственной родительской практики, когда учитель химии вдруг решила, что моя дочь «чистый гуманитарий» и к освоению школьной программы по химии для 7-го класса не способна. Классный руководитель посоветовала нам нанять педагога, который бы помог ребенку благополучно закончить четверть. Репетитора мы взяли. Закончилось же все тем, что химию дочь сдала на пять. И в последующие годы с предметом все было благополучно. А вот осадок от работы педагога остался…     

Источник: ng.ru

Добавить комментарий