О трудоустройстве выпускников театральных вузов

Фото pixabay.com

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский призвал Министра культуры России Владимира Мединского сократить прием в творческие вузы, обосновав это тем, что после окончания выпускники не могут найти себе работу, а на одно вакантное место в театре претендуют 500 артистов.

Вослед героям Островского так и захотелось воскликнуть: «Позвольте, позвольте-с!»

Владимир Вольфович известен не только своими экстравагантными выступлениями с трибуны Госдумы, но и давним, искренним интересом к театру. В свое время он выражал готовность выйти на сцену в роли Чацкого или Фамусова в спектакле «Горе от ума» Юрия Петровича Любимова в Театре на Таганке, обещая мгновенное изменение в лучшую сторону ситуации с продажами билетов. А Иосиф Райхельгауз, отзываясь на этот давний интерес, не так давно приглашал лидера ЛДПР принять участие в одном из спектаклей театра «Школа современной пьесы». Вполне возможно, если бы объявили конкурс на участие в одном спектакле с Владимиром Жириновским в том же «Горе от ума», то на роль Софьи и вправду собралось не менее 500 претенденток со всех концов России, а возможно и из ближнего зарубежья.

Но в реальной, не столь форс-мажорной ситуации, подобные конкурсы в театры, по крайне мере московские, насколько мне известно, не объявляются. Но если они вдруг будут объявлены, конечно, желающих выступить на столичной сцене будет немало. Точно так же и при советской власти, когда нужен был исполнитель на какую-то конкретную роль, обычно – в кино, реже – в театр, режиссеры отсматривали сотни, а то и тысячи претендентов.

И здесь дело не в сотнях или тысячах безработных актеров, а в желании любого артиста сыграть, например, в спектаклях Льва Додина, Алексея Бородина или Кирилла Серебренникова, — но ни один из этих режиссеров, насколько я знаю, подобных конкурсов не объявляет.  Потому что все они работают в театрах, где по-прежнему важно понятие «театра-дома», даже для Кирилла Серебренникова, который такие громкие слова произносить не привык. Что касается антреприз, то и тут на главные роли приглашают обычно конкретных исполнителей. Конкурсы на роли второго и третьего плана, наверное, проходят, — на то и существуют кастинг-директора. Кастинг – естественная форма для мюзикла, — и профильный Театр мюзикла, и Театр оперетты, и Дмитрий Богачев во все свои проекты привычно собирают команду для работы в конкретном проекте. И наличие конкурса в этих случаях, по-моему, также не свидетельствует о безработице. Если Ефим Шифрин идет на прослушивание к Андрею Кончаловскому, — это совсем не значит, что артист страдает от невостребованности. Он востребован. Но таковы условия жанра.

В театральных институтах мы опираемся на вполне конкретные и легко проверяемые данные. Когда мы направляем «наверх» отчеты по трудоустройству выпускников, то ориентируемся не только на рассказы выпускников, но также — на данные Пенсионного фонда России, с которыми трудно спорить. Традиционно эти отчеты составляются в начале нового учебного года и касаются трудоустройства летнего выпуска. Когда  я пришел в ГИТИС, мне стало интересно, что происходит с выпускниками предыдущих лет? Теперь мы имеем и такие мониторинги – трудоустройства выпускников прошлого и позапрошлого годов, — в театральном деле, по-моему, это очень полезная информация, поскольку динамика трудоустройства важна не меньше, чем сиюминутная удача или неудача.

Приведу данные по выпускникам 2016-го года. Факультет музыкального театра: из 17 человек, окончивших курс, по специальности трудоустроены 12-ть. При этом те, кто не пошли по специальности, работают — редактором на телевидение, один выпускник занят в модельном бизнесе, еще трое работают в театрах по разовым контрактам. То есть, не работающих нет. Актерский факультет, выпускники 2018 года: курс Павла Хомского и Сергея Голомазова окончили 23 человека. Стопроцентное трудоустройство, — молодые актеры заняты в кинопроектах, работают в «Ленкоме», Театре на Малой Бронной, Московском Губернском театре, Театре «У Никитских ворот», ТЮЗе и других прекрасных коллективах Москвы. Иностранец, учившийся на этом курсе, работает актером в США, а кореянка, уехавшая после выпуска к себе на родину, устроилась там в театр. Из 18 человек, окончивших внебюджетный, то есть платный курс народного артиста России Сергея Яшина, трудоустроены все 18 человек, все — по специальности, правда, мы считаем таковыми и тех, кто продолжил обучение в магистратуре ГИТИСа. Возможно такая ситуация только в лучших театральных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, и тех немногих региональных, где уже исторически сложившиеся актерские школы.

Возможно, 500 безработных актеров,  о которых рассказал Владимир Жириновский — это какая-то конкретная история? В таком случае, думаю, речь — о тех самых неведомых и непрофильных вузах, с бюджетными актерскими местами, с чем так последовательно и правильно борется Министерство культуры России. Мы же внимательно смотрим не только на своих студентов, но и на то, как складываются судьбы выпускников. Один из моих предшественников, легендарный ректор ГИТИСа Матвей Алексеевич Горбунов говорил мастерам так: «Запомните, кого в ГИТИС примете, того и выпустите». Так что у нас, следуя этому завету, уже на этапе приема стараются отбирать тех, кто в будущем будет обеспечен работой.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий