Новую Украинскую церковь спасет только подчинение Константинополю

Глава УПАПЦ – митрополит Киевский

Епифаний (Думенко). Фото с сайта

wikipedia.org

Собор в Киеве объявил о создании Украинской поместной автокефальной православной церкви. Избран глава УПАПЦ – митрополит Киевский Епифаний (Думенко). Он выдвигался от Киевского патриархата и за спиной этого относительно молодого человека стоит бывший Киевский патриарх Филарет (Денисенко), который до последнего боролся за возможность возглавить объединенную церковь, но сдался под давлением Константинопольского патриарха Варфоломея, от которого, в конечном итоге, зависит исход автокефального проекта. 

За томосом Варфоломея о предоставлении автокефалии новый митрополит Киевский поедет в Стамбул 6 января. Впрочем, это не будет украинская ночь перед Рождеством, потому что Константинопольская церковь отмечает главный христианский праздник 25 декабря – вместе с западным миром. Откажется ли новая украинская церковь от «московской» приверженности старому, юлианскому календарному стилю? Во многом это будет зависеть от степени интегрированности УПАПЦ в ту православную церковную систему, которая признает лидерство Константинополя.

Сейчас же отцы-основатели новой церкви утверждают ее полную независимость – том числе от Константинополя и его патриарха Варфоломея. Глава украинской церкви не получил статус патриарха, но это, конечно, совершенно не говорит о том, что Киевский митрополит не может обрести фактическую самостоятельность.

Скорее против утверждений о независимости говорит ход Собора, состав его участников и сделанный им выбор главы. Президент Петр Порошенко, который присутствовал на церковном собрании в качестве «гостя», выступая перед телекамерами по его итогам, в очередной раз с удовлетворением отметил утвержденную мировоззренческую и духовную независимость от Москвы. Кажется, это главная цель президента, и он ее добился.

Но как дальше развиваться самой новой юрисдикции? Митрополит Епифаний, стоя рядом с Порошенко, объявил о том, что Собор в Киеве наконец-то объединил три ветви православия в Украине. Но так ли это? Почти нерушимой осталась структура, верная Московскому патриархату. Епифанию придется мириться с постоянным существованием рядом «двойника» — Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), с которым осталась подавляющая часть архиереев Украинской православной церкви Московского патриархата. Как сообщается, в субботнем Соборе участвовали 10 иерархов УПЦ МП.

Украинские власти уже предупредили, что юридическими способами они добьются смены названия УПЦ МП, однако силовые попытки снять с Березовского белый митрополичий клобук вызовут неизбежное возмущение. Если жалобы патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Киев папе Римскому и в ООН вызвали либо насмешки, либо недоумение, то вопиющее давление силовиков и государство на церковь вряд ли понравится даже тем, кто поддерживает антироссийский проект в Украине.

Среди 10 епископов УПЦ МП двое попали на фотосъемку администрации президента – митрополиты Семион (Шостацкий) и Александр (Дробинко). Получается, что оба давних ревнителя украинства остались ни с чем, под управлением вчерашнего «раскольника», самочинного епископа, с которым бы еще недавно не захотела знаться ни одна легитимная православная иерархия. В каком-то смысле «секарии» Онуфрия остались в выигрыше, сохранив лицо и демонстрируя всему миру твердость принципов.

Новый Киевский митрополит, конечно, выдает желаемое за действительное. Автокефалисты особенно не продвинулись с времени своих осенних побед. Фактически получил легитимность Киевский патриархат. Новая структура его, по сути, дублирует, попутно растворив в себе Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Но легитимность новой Киевской митрополии во многом оказалась в зависимости от пребывания ее в орбите Константинополя. Как известно, украинские события привели к расколу между Константинопольским и Московским патриархатами. Так или иначе, две параллельные Киевские митрополии продолжают действовать в рамках приверженности каждая своему духовно-политическому центру.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий