Культуру упакуют в многофункциональные кластеры

О макетах культурно-образовательных комплексов в Приморском крае президенту рассказывает Олег Кожемяко. Фото сайта kremlin.ru

В начале года российские власти сделали несколько шагов по оптимизации музейной сферы. Владимир Путин под личный контроль взял строительство культурных кластеров, образовательных и музейных комплексов, которое обозначено как один из приоритетов в нацпроекте «Культура», и впервые появилось в прошлогоднем Послании Федеральному собранию. Теперь президент провел совещание в Калининграде – с губернатором области, а также с его коллегами из Владивостока, Кемерова и Севастополя. Эти пограничные зоны должны стать первыми регионами, где разовьют новую модель инфраструктуры для страны. С одной стороны, должно наладиться присутствие ведущих культурных институций – так, в работе музейного комплекса Калининграда примут участие Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Большой театр откроет свой филиал. С другой – должны появиться свои учреждения: музыкальные, хореографические, театральные школы.

У каждого региона будет свой вид выставочных и сценических пространств, своя специфика развития творческих школ. К концу первого квартала наступившего года обещают подготовить техническую и ценовую экспертизу проектов, открытие учебных центров анонсируют к 2020-му, кластеров – к концу 2023-го. Возможность познакомиться с мировыми шедеврами, которые есть в распоряжении ведущих российских музеев, увидеть известных артистов – все это должно качественно изменить жизнь провинции в будущем, способствовать более полному участию в культурной жизни страны и мира. С вопросом международного сотрудничества связан еще один здравомыслящий шаг – Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что музеи, хранящие и экспонирующие культурные ценности, наконец освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Это позволит российским музеям непрерывно вести выставочную деятельность с участием иностранных партнеров и поддерживать межгосударственный культурный обмен. На этом фоне можно говорить и о потенциальном потеплении в выставочном сотрудничестве между РФ и США, ныне замороженном из-за санкций. Новый глава Национальной галереи США при назначении подтвердила, что готова добиваться возобновления обменов с российскими музеями. На февраль запланирована российско-американская конференция в Далласе, где будет сделана попытка вернуться к соглашению, которое бы позволило защитить российские культурные ценности на территории Штатов, возобновятся переговоры с Госдепом.

Музейная сфера и культура в целом в РФ активно развиваются, хотя, конечно, есть на что равняться, например, развитие культуры в Англии даже опережает темпы ее экономики. Музеи же в России вынуждены выживать в сложных условиях. Выставочные проекты сегодня зачастую возможно реализовать только на спонсорские средства, так как бюджетных дотаций хватает лишь на зарплаты. Но государственно-частное партнерство и меценатство у нас  развиваются медленно.

Вопрос, чем заполнять новые площадки, наверное, не стоит. Музеи, наоборот, часто жалуются, что хранится у них излишне много. Остается вопрос «как?».  Будет ли предусмотрен дополнительный бюджет на новую выставочную деятельность? Насколько государство готово поддержать новоявленные институции не только в плане строительства, но и на уровне финансовой помощи в создании крупных, оригинальных выставочных проектов. Организация выставки – это транспортировка культурных ценностей, свет, климат-контроль, каталог, сценография пространства, то есть целый проект за большие деньги. К примеру, ретроспектива Верещагина обошлась Третьяковке в 30–32 млн руб. Не ляжет ли это опять грузом финансовой ответственности на сами музеи? Есть и еще один вопрос – смогут ли кластеры создавать собственный уникальный экспозиционный продукт или столичным музеям придется возить по стране свои выставки-блокбастеры? Так, на 2019 год Минкульт уже заявил передвижную выставку Айвазовского, которая отправится в Феодосию.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий