Жириновский предрекает броски на юг или запад

Политика российских властей в отношении непризнанных республик Донбасса вызывает в обществе непонимание.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский обещает поправки в Конституцию РФ о вступлении в состав страны других государств. С юридической стороны, смысла в этом нет – такой механизм уже прописан, он применялся в 2014 году в случае с Крымом. Так что речь может идти лишь об уточнении процедур. Более важным представляется пропагандистский аспект инициативы Жириновского – продолжение политики расширения «русского мира». То есть некие броски, скажем, на юг (Южная Осетия и Абхазия), юго-запад (Донбасс) или запад (Белоруссия).

«Мы подготовим поправки в Конституцию России, чтобы предусмотреть возможность вступления в состав России других государств», – заявил Жириновский в ходе одного из своих выступлений в Госдуме. Примером он видит Основной закон ФРГ, в котором изначально была заложена такая возможность, что, мол, и позволило ее использовать в 1990 году при присоединении ГДР.

«Кто же к нам придет, если нашим законом это не предусмотрено?» – поставил Жириновский в своей речи риторический вопрос. И сильно ошибся, потому что статья 65 Конституции РФ все, что надо, предусматривает. Например, следующую норму: «Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Есть и этот самый закон, более того, имеется и практика его применения. Первый и пока единственный случай – это присоединение Крыма к России в марте 2014 года.

По закону механизм предусмотрен такой: в качестве нового российского региона может быть принято все иностранное государство или же его часть – и обоюдное согласие с этим оформляется в виде международного договора, который подлежит ратификации парламентами. Новому члену Федерации дается статус республики в ее составе либо – по договоренности – края или области.

Если же входит лишь часть другого государства, то ей почему-то может быть предоставлен статус любого субъекта РФ. Кроме, правда, города федерального значения, что уже вызывало споры в Конституционном суде (КС) в 2014-м по отношению к Севастополю. Закон действительно требует, чтобы КС обязательно рассматривал договор о расширении России. Все остальные пункты этого закона тогда тоже были выполнены – одобренный в КС договор с Крымом, который объявил себя независимой державой, Госдума и Совет Федерации ратифицировали, соответствующий конституционный закон приняли, переходный период установили.

Другое дело, что действительно и сама норма запрятана в Конституции как-то слишком глубоко – второй пункт аж 65-й по счету статьи, да и сформулирована она как-то очень неброско. Так что, видимо, лидер ЛДПР имеет в виду, что приглашение другим странам присоединяться к России в полном смысле этого слова надо бы изложить в более привлекательном виде. Сделать что-то вроде рекламы.

Таким образом, как представляется, инициатива Жириновского имеет большее отношение к сфере информационно-пропагандистской, чем юридической. Ее главный смысл, очевидно, заключается в том, чтобы подчеркнуть продолжение Россией политики расширения «русского мира». Недаром опытный политик кроме правки Конституции упомянул и необходимость изменения миграционного законодательства, чтобы оно перестало быть репрессивным, а, наоборот, помогло бы «воссоединиться русскому народу». Напомним, что вся эта политика была особо популярной у большинства граждан нашей страны и некоторой части населения соседних государств в 2014–2015 годах. Причем внутри РФ отражением этой популярности, как известно, был высокий и даже зашкаливающий рейтинг действующего президента, а значит, и всех других властных институтов. А сейчас доверие к ним снижается – и вот уже одни лишь переговоры с Японией, которые прямо вовсе и не подразумевают возможности передачи ей части Курильских островов, вызывают серьезные протесты.

Так что, возможно, заявление Жириновского имеет отношение только к этой ситуации с Курилами – дескать, ничего отдавать не будет, а станет, наоборот, себе забирать. Но нельзя и исключать, что через него также зондируется отношение людей к возможным внешним приобретениям – скажем, какой-нибудь Южной Осетии или Абхазии, а то и части Донбасса в виде ДНР и ЛНР. Лидер ЛДПР для таких медийных операций хорош потому, что он уже давно говорит о различных «бросках» на юг или на запад.

Но не стоит забывать и о Белоруссии, разговоры о якобы возможном присоединении которой к России усиливаются при каждом контакте руководителей обоих государств. Вот и сейчас они вспыхнули, едва пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил о предстоящих встречах Владимира Путина и Александра Лукашенко. Это стало результатом их телефонного разговора, суть которого, между прочим, была изложена по-разному. Российская сторона кроме проблем в экономических отношениях обещала еще и обсуждение «вопросов Союзного государства», а белорусская на этот счет не сказала ничего.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий