Быть современной. Галина Волчек отмечает свой праздник

Фото агенства городских новостей Москва

В мир театра и кино будущую актрису, режиссера, педагога привела  семья и ее окружение (отец – советский кинорежиссер и оператор Борис Волчек), с юности Галина Борисовна творчески воспитывалась другом отца Михаилом Роммом, который и благословил ее на этот путь. Галина Волчек из актерства рано ушла в режиссуру, о чем сама не жалеет, но жалели коллеги и зрители – ее талант был незауряден, а типаж самобытен, ее образцами в профессии были ярчайшие Вера Марецкая и Фаина Раневская.

 Главным делом ее жизни стал новый театр, который появился в кризисное время и подарил зрителю глоток свежего воздуха, искусство правды, человеческих и гражданских убеждений. Волчек смело включилась в авантюру по созданию театра-студии «Современник» вместе с однокашниками по Школе-студии МХАТ под предводительством Олега Ефремова. И именно она останется во главе театра в 70-х, когда его лидер уйдет в главный театр страны, – заставит поверить, что «Современник» жив и будет жить, когда все уже прочили коллективу однозначный конец. И вот уже несколько десятилетий Волчек бессменно ведет театр, преодолевая порой и нелегкие обстоятельства. 

Волчек руководит театром твердо, волево, не уступая худрукам-мужчинам в умении мыслить на перспективу, стратегически – и в то же время очень по-женски: ревнуя артистов к кинематографу, опекая труппу по-матерински, но не прощая необдуманных решений. То, что артисты сегодня не отдают себя театру целиком, а разрываются между сценой, кино и телевидением, Волчек воспринимает трагически, справедливо считая, что это убивает таинство театра, и в «Современнике» учит молодых актеров расставлять приоритеты. «Идею молодых», молодую труппу и молодую режиссуру, – вот что Волчек всегда старается аккумулировать в «Современнике». Именно в «Современнике» как во времена исторического подъема, так и в новое время по-настоящему  открывались новые драматурги для театра, как камертон отражающие свою эпоху. Виктор Розов, Александр Володин, Александр Вампилов, Михаил Рощин, Александр Гельман, Александр Галин, Людмила Петрушевская, Николай Коляда… Постановки Волчек по отнюдь не театральной прозе («Крутой маршрут» Евгении Гинзбург в перестройку, «Три товарища» Ремарка «под занавес» века) стали рубежными для театра (и страны!) и остаются в репертуаре на аншлагах до сих пор. Да и сегодняшних романистов театр с интересом берет на афишу. Врожденное чутье Волчек на то, в каком сюжете нуждается зритель, никогда ей не изменяло – даже тогда, когда она решилась ставить еще в советское время,  казалось бы, простую иностранную мелодраму (ее дебют в режиссуре – «Двое на качелях» по Гибсону).

Волчек не любит слово «модный» по отношению к театру, мыслит театр местом силы и энергии, художественного поиска, серьезных размышлений, органично соединяющим традицию и сегодняшний день, обращенным в будущее, но и не забывающим о прошлом. Волчек дорожит доверием зрителей, поэтому у театра всегда есть своя преданная публика, которая, например, три последних сезона ездила за театром на выселки – к Яузе. 

Уже на следующий день после юбилея, 20 декабря,  после долгой реконструкции «Современник» на Чистых прудах снова распахнет свои двери для публики. Такой подарок – возвращение в родные стены – подготовили город и театр для своего любимого худрука.

«НГ»

Источник: ng.ru

Добавить комментарий