«Борис Годунов» в Аргентине

Николай Горбунов. Федор Шаляпин в Южной
Америке. Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия
– М.: КРУК, 2019. – 288 с.

Писатель и исследователь жизни Федора Шаляпина (1873–1938), который много лет работал в Скандинавских странах и Финляндии как журналист-международник, провел новые масштабные исследования, связанные с вкладом артиста в распространение русской культуры – на этот раз в странах Южной Америки. Книга рассказывает о двух гастрольных поездках Шаляпина в 1908 и 1930 годах. Первые гастроли в Аргентине проходили около двух месяцев, а вторая поездка была почти полугодовым турне, которое прошло по четырем странам с июня по октябрь 1930 года.

Проведение исследований стало возможным благодаря помощи российских артистов, работавших в этих странах (Александр Дементьев, Владимир Байков, Нина Терентьева), а также при тесных контактах с коллегами журналистами ТАСС, которые посещали национальные библиотеки стран, чтобы собрать информацию из газет тех лет. Помощь оказывали: сотрудник Российского центра науки и культуры в Буэнос-Айресе Татьяна Тищенко, директор Института культуры Бразилия–Россия им. М.Ю. Лермонтова Александр Жебит (Рио-де-Жанейро), живущий в США исследователь Шаляпина русского происхождения Иосиф Дарский (Стремлин), написавший в 2012 году книгу о гастролях певца в Южной и Северной Америке на английском языке.

Первая поездка Шаляпина в Южную Америку состоялась в 1908 году, когда он еще жил в России. Прибыв по приглашению в конце июня на пароходе в Буэнос-Айрес на открытие театра «Колон», Шаляпин выступал в театре в течение двух месяцев 16 раз. Артист пел в операх «Мефистофель», «Дон Жуан», «Севильский цирюльник». Зал театра «Колон» при его выступлениях всегда был полон. Он вмещал тогда 4 тыс. зрителей. У певца были встречи с соотечественниками. Шаляпин познакомился с русским скульптором и писателем Яковом Бродским, который неоднократно писал о выступлениях и пребывании певца в газетах. В ателье Бродского состоялся вечер с исполнением романсов и рассказами певца о своей жизни. В начале сентября Шаляпин отправился обратно в Европу на пароходе.

На вторые южноамериканские гастроли Шаляпин выехал вместе со своей второй семьей из Парижа. К ним присоединился зять Эрметте Либерати – муж его дочери Татьяны. Он был помощником артиста. В Генуе все вместе сели на пароход «Монте-Верде». Это происходило уже через восемь лет после отъезда певца из России, который состоялся в июне 1922 года.

Гастроли начались в Буэнос-Айресе. Шаляпин выступал пять раз в опере «Борис Годунов», четыре раза в опере «Севильский цирюльник» и дал один сольный концерт. Во время представлений в театре «Колон», когда Шаляпин начинал петь, радио отключалось и трансляция оперы прерывалась. Это было предусмотрено контрактом с театром. Помимо этого Шаляпин считал, что он не тот артист, которого можно только слушать, его надо видеть. Певец объяснил прессе, что у него есть контракт, подписанный в 1921 году с одной компанией по выпуску пластинок, запрещающий петь перед каким-либо аппаратом.

Элегантный автограф Федора Шаляпина
на его фотографии. Иллюстрация из книги

Газеты сравнивали его выступления с гастролями, проходившими более двух десятков лет назад. «Эль Диарио» писала: «Голос Шаляпина не столь мощный, что был 22 года назад, когда мы его слушали первый раз. Но он не утратил вокальной выразительности».

Сейчас на втором этаже театра «Колон» в артистической гримуборной № 13 висит медная табличка, извещающая, что здесь гримировался певец. У входа на большую лестницу установлен бронзовый бюст Шаляпина. Его автор – аргентинский скульптор Рафаэль Радонья. Бюст был установлен в театре предположительно в 1930-е годы. Театр «Колон» имеет и музей. Там экспонируется костюм Шаляпина, в котором он выступал в роли Бориса Годунова.

Через 73 года после этих гастролей, в апреле 2003-го, Николай Горбунов, работавший в Норвегии, беседовал по телефону с живущей в Риме дочерью певца от второго брака Мариной Шаляпиной-Фредди (1912–2009), которая бывала с отцом в Аргентине. Горбунов узнал, что потом Шаляпин поехал в Чили, а его семья – жена Мария Валентиновна (1882–1964), сама Марина и ее сестра Дася (1921–1977) с прислугой –  вернулась на пароходе в Европу.

В чилийскую столицу Сантьяго Шаляпин перелетел на самолете из Мендосы (Аргентина) вместе с двумя гастролирующими певицами и итальянским тенором Тито Скипа (1889–1965). Из чилийских газет удалось выяснить, что у певца было четыре  выступления в опере «Борис Годунов» в Муниципальном театре.

Столицу Уругвая Монтевидео Шаляпин во время гастролей посетил дважды. В первое посещение он выступил в опере «Севильский цирюльник» в театре «Уркиса» 25 августа, а затем, когда приехал во второй раз через месяц, дал концерт в театре «Солис» и исполнил 13 или 14 песен.

На пароходе «Авелона Стар» Шаляпин прибыл в Рио-де-Жанейро из Монтевидео. Он был в столице Бразилии одну неделю и дал только один концерт в театре «Лирику» (оперном театре). Программа концерта совпадала с предыдущим концертом в театре «Солис». Шаляпин на концерте сам объявлял по-португальски названия произведений.  «Лирику» был очень большой театр вместимостью 2,5 тыс. человек. Бразильский импресарио Николину Виджиани устроил несколько встреч Шаляпину с журналистами и представителями общественности. В гостинице, где остановился Шаляпин, был дан фуршет в честь гостя.

По первоисточникам, найденным в Национальной библиотеке Бразилии, выяснилось, что Шаляпин покинул Бразилию на пароходе «Юлий Цезарь» 6 октября 1930 года.

В газетах и журналах удалось обнаружить три автошаржа Шаляпина, которые он дарил журналистам в 1908 и 1930 годах (два шаржа в Аргентине и один – в Уругвае). Шаляпин часто во время гастролей в разных странах рисовал автошаржи, которые помещались в местных газетах.

В книге целая глава посвящена газетам четырех стран, откликнувшихся на кончину певца в апреле 1938 года. Мероприятия по чествованию Шаляпина в юбилейные годы проходили в Буэнос-Айресе и Рио-де-Жанейро.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий